Чем полезна школа пациента?

В работе региональных отделений правильно выстроенное взаимодействие с медицинским сообществом и регулярное проведение школ пациента поможет не только расширить количество активистов, но и наладить прямой диалог о проблемах с которыми сталкиваются пациенты.

Основные этапы:

- определение места и времени проведения Школы, спикеров, составление программы

- распространение информации о мероприятии

- проведение самой школы.

Проводить школу нужно исходя из возможностей лекторов и удобства пациентов, если мероприятие проходит при стационаре то удобнее в будний день, но для работающих людей удобнее в выходной часов в 11

Длительность мероприятия не должны превышать 3 часов, с включением 30 минутного перерыва на кофе-брейк. По длительности доклада не более 30 минут, плюс 10 минут на вопросы -ответы.

Обязательно необходимо вступительное слово от организаторов мероприятия.

По теме докладов – можно заранее поспрашивать у пациентов, что им интересно, составить список тем, и показать его спикерам, чтобы им было от чего отталкиваться, или же спикеры могут сами предложить тему. Первый доклад желательно делать про основы заболевания, образ жизни, диета, лечение, и т.д.

При планировании школы по возможности лучше приглашать известных всем пациентам специалистов по профилю дерматовенерология. Участие такого человека будет замечательно, потому что когда человек видит знакомую фамилию в программе – его это с большой вероятностью заинтересует. Но можно позвать в спикеры и не самого известного среди пациентов врача, если вы уверены в его квалификации, и что он сможет качественно сделать доклад. В этом случае желательно этого специалиста в программе Школы описать (регалии, место работы, достижения, и т.д.), чтобы пациенты поняли из описания, кто будет выступать.

Про кофе-брейк. Вариант первый, более бюджетный – организовывать его своими силами, т.е. заказать какой-нибудь еды, купить чаю, стаканчики, одноразовую посуду, и т.д. Вариант второй, более дорогой – нанять для организации стороннюю компанию, если вы арендуете помещение, то у них часто есть и услуги по организации кофе-брейка, или же поискать отдельную компанию. Надо учитывать, что у пациентов с хроническими заболеваниями кожи есть ограничения по диете, и составить меню с их учетом

После того, как мы определились с местом, временем, и спикерами, нужно составить программу школы, где написана основная информация. Там должны быть дата и время начала, описание, как попасть в место проведения, время и темы конкретных докладов, организаторы мероприятия, контакты организаторов. 

Этап формирования программы желательно закончить за несколько недель до даты проведения Школы, чтобы было время на распространение.

После того, как программа готова, нужно распространить информацию о Школе среди пациентов. Важный момент – просить ли пациентов регистрироваться на Школу заране е?  Важно знать заранее, сколько пациентов планирует прийти, поэтому мы добавили в программу примерно такую ненавязчивую просьбу о регистрации:

«Для наилучшей организации мероприятия просим зарегистрироваться, написав на e-mail, или позвонить по телефону +7-XXX-XXX-XX-XX

Электронная регистрация: https://....

Лучше предоставить как можно больше способов регистрации, чтобы пациент выбрал удобный для себя способ, не требующий больших усилий. В нашем случае большая часть пациентов зарегистрировалась через сервис TimePad.

За день перед Школой можно обзвонить/написать зарегистрированным пациентам с напоминанием о школе, мы разослали оповещение через WhatsApp, чтобы у пациентов в истории остался номер, по которому можно звонить/писать в случае проблем с нахождением места, или по другим вопросам. По опыту – как бы ни было хорошо описано место проведения, всегда найдутся те, кто его не смогут найти, и начнут вам звонить/писать перед самым началом Школы.

Если организуете кофе-брейк своими силами, купите в магазине все необходимое – сладости, чай, кофе, сахар, воду в маленьких бутылках, одноразовую посуду, скатерть, мешки для мусора.

Обязательно ведите регистрацию пациентов, чтобы у Вас формировалась база участников!

Распечатайте анкеты, которые будут раздаваться пациентам на Школе, купите ручки, бумагу для записей. Вместо покупки блокнотов каждому пациенту, можно купить пачку бумаги в клеточку, и каждому раздать по несколько листов. Позаботьтесь о том, чтобы пациентам было удобно писать. Если в помещении нет столов, можно купить планшеты с креплением для бумаги (которые скорее всего у вас останутся на следующие школы).

В день Школы приезжайте заранее, расставьте стулья, убедитесь, что работает проектор с ноутбуком, разложите по местам анкеты для пациентов с ручками. Во время школы побудьте модератором – объявляйте спикеров и тему доклада, следите за временем, заканчивайте сессию вопросов-ответов, если она слишком затягивается. Фотографируйте сами, или попросите кого-то сделать фотографии спикеров и пациентов!

Пациентские школы, как способ решения проблем